Физическое, психическое, речевое и социальное развитие десятимесячного малыша: что должен уметь ребенок в 10 месяцев?
Содержание:
- Бытовые навыки
- Возможные проблемы
- Мнение доктора Комаровского
- Питание младенца в 10 месяцев
- Рефлексы и моторика
- Тесты на развитие
- Примерный рацион в 10 месяцев
- Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
- Ребенок 10 месяцев: Сколько нужно спать?
- Возможные проблемы
- Психоэмоциональное развитие
- Частые проблемы у детей 10 месяцев
- Развитие ребенка в 10 месяцев (что должен уметь)
- Питание ребенка в 10 месяцев
- Лучшие занятия для развития ребенка
- Развитие ребенка в 11 месяцев
- О питании: сколько и когда кушаем
Бытовые навыки
Что должен уметь ребёнок в 1 год и 10 месяцев в плане быта?
- Использовать для употребления пищи ложку и вилку, пить из стакана или чашки.
- Пытаться самостоятельно одеваться и раздеваться. Ребёнок может надевать и снимать штаны и футболки. Возможны попытки обуваться, но пока малыш будет путать правую и левую ногу, не справится со шнуровками.
- Мыть с мылом руки, умываться. Также ребенок вытирается полотенцем.
- По назначению использовать горшок и контролировать свои физиологические потребности. Но некоторые дети в таком возрасте ещё носят подгузники либо периодически справляют естественную нужду в трусики (во сне, во время активных игр и увлекательных занятий).
- Убирать за собой разбросанные по полу игрушки. Также малыш может помогать делать уборку взрослым, например, пробовать мыть и подметать полы, стирать пыль с предметов мебели.
- Примитивно ухаживать за питомцами: предлагать им корм, наливать воду в миску, гладить, впускать домой и выпускать за дверь.
- Помогать по дому, выполняя несложные действия: доставать из стиральной машины белье и подавать его родителям, относить грязную посуду в раковину, приносить одежду для прогулок.
Возможные проблемы
Задержка речи
Ребенок никак не пытается начать говорить. К сожалению, часто это происходит от дефицита общения родителей с малышом. Многие считают, что ребенок всему научится сам. Это самая большая ошибка, которую могут сделать родители – общайтесь с малышом как можно больше! Да, малыш может слушать аудио сказки и запоминать из них слова и фразы, но при этом он не привыкнет вникать в их смысл. Из этого в дальнейшем проистекают многие проблемы с непослушанием, неумением и нежеланием думать. И, конечно, задержка речи может быть связана с нарушением слуха, проблемами в деятельности ЦНС, стресса (ссора родителей, например). Если вам кажется, что у ребенка наблюдается задержка речевого развития, обратитесь к ЛОР-врачу.Беспокойный сон
Нарушения сна приводят к усталости, капризам. Прежде всего, попробуйте разобраться в их причинах. Возможно, это происходит из-за несоблюдения режима для, насморка или иного заболевания, возможно – из-за переутомления, перевозбуждения, эмоциональных перегрузок. Не стоит долго купать малыша перед сном – максимум 5-7 минут, не стоит занимать ребенка мультиками и гаджетами, особенно перед сном.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Евгений Комаровский разработал методику определения уровня нервно – психического развития детей первого года жизни.
Ниже представлены способы, с помощью которых можно оценить полноценность развития ребенка в 10 месяцев.
Эмоции и социальное поведение
Если рядом с ребенком находится играющий и ящик с игрушками, то малыш должен подойти к играющему, вытащить вместе с ним игрушки из ящика и начать играть вместе.
Подготовительные этапы развития активной речи
Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним отдельные слоги, которых нет в его лепете. Родитель произносит несколько новых для ребенка слогов, а он слушает, следит за движением губ говорящего и произносит повторно эти слоги.
Питание младенца в 10 месяцев
Время первого прикорма уже постепенно завершается. Малыш с каждым днем все больше переходит на питание с «общего стола». За 1 кормление ребенок съедает в среднем 250 мл. Грудное молоко и адаптированную смесь кроха продолжает получать перед сном и после него, а также после некоторых кормлений (вместо воды или сока). В рационе грудного ребенка сохраняется около 600 мл молочных продуктов в сутки. Продолжается введение новых продуктов питания в меню.
Примерная схема введения продуктов для прикорма детям 10 месяцев | |
---|---|
Фруктовое пюре, мл | 80-90 |
Овощное пюре, г | 60-70 |
Каша, г | 150-180 |
Творог, г | 40-50 |
Желток, шт | 0,5 |
Мясное пюре, г | 50 |
Кисломолочные продукты, мл | 100 |
Цельное молоко, мл | – |
Фруктовые соки, мл | 60-70 |
Рыбное пюре, г | 5-25 |
Пшеничный хлеб, г | 5 |
Печенье детское, сухари, г | 5 |
Растительное масло, г | 5 |
Сливочное масло, г | 4 |
Питание 10-месячного младенца должно быть сбалансированным и легкоусвояемым. Пища готовится преимущественно отварная, желательно на пару, жареное исключается вовсе. Помните, что развитие и питание ребенка взаимосвязаны
Если у ребенка уже есть зубки, то важно стимулировать у него жевательный процесс. Для этого нужно предлагать крохе небольшие кусочки мягких отварных овощей или свежих фруктов с нежной мякотью (банан, персик)
Пюре можно готовить с помощью толкушки или вилки без использования блендера.
Вот так выглядит меню одного дня для ребенка на десятом месяце жизни:
Прием пищи | Что едим |
---|---|
06.00 | 200 г грудного молока или адаптированной смеси |
10.00 | 150 г каши, яйцо половиной желтка, 30-40 мл яблочного пюре, 30 мл яблочного сока |
14.00 | 30 мл овощного бульона, 150 г овощного пюре, 40 г мясного пюре, 60 мл яблочного сока |
18.00 | 150 мл кефира или кисломолочной смеси, 30 г творога, 50 г яблочного пюре |
22.00 | 200 мл грудного молока или адаптированной смеси |
Важно! При формировании детского меню старайтесь избегать продуктов, вызывающих аллергические реакции: цельного молока, рыбы, морепродуктов, пшеницы, цитрусовых, киви, ананасов, гранатов, манго, клубники, малины, дыни, хурмы, помидоров, орехов и меда.
Рефлексы и моторика
Моторные действия у ребенка могут появляться в интервале 12 недель, то есть раньше или позже на 6 недель от общепринятой нормы. В основном все дети к 10 месяцам имеют такие навыки:
Удерживают положение «стоя», держась за опору, идут вдоль нее. Отпустив опору, некоторое время стоят сами. Быстро передвигаются ползком. Шагают с поддержкой родителями за руки, или подмышки. Некоторые дети могут передвигаться шагом без опоры. С помощью родителя пытаются шагать по лестнице, поочередно поднимая ноги. Спускаться с лестницы пока не дается. Самостоятельно забираются на возвышенности (кровати, кресла). Уверенно пьют из кружки, удерживая ее двумя руками, Сжимают и разжимают пальцы при бросании игрушек. Берут и удерживают предметы, пользуясь «пинцетным захватом» (двумя-тремя пальцами). Вкладывают пальчики в отверстия для удержания. Играют с мелкими предметами. Они привлекают детей этого возраста больше, чем крупные
Важно, чтобы дети играли мелочами под присмотром взрослых. При попадании в рот и нос мелкие предметы могут стать причиной асфиксии
Ребенок должен начинать ползать
Стимулировать ползание и закладывать правильную механику движений можно с помощью поочередного подталкивания под пяточки. Так формируется перекрестное ползание. Если к концу 10 месяца грудничок не освоил этот двигательный акт, кроху необходимо показать педиатру.
Есть младенцы, которые, не освоив ползание, сразу начинают ходить. В этом нет ничего хорошего, т.к. малыш пропускает важный этап развития.
Готовимся самостоятельно сидеть
Большинство детей, к 10-месячному возрасту, умеют сидеть самостоятельно. К этому есть все физиологические предпосылки: сформированы лордозы и кифозы, есть достаточно крепкий мышечный корсет. Отсутствие умения сидеть должно насторожить родителей. Ребенка нужно показать детскому врачу.
Если патологических причин отсутствия сидения не найдено, родители должны всячески стимулировать развитие этого навыка. С этой целью можно приподнимать младенца за руки до сидячего положения, усаживать полусидя к себе на колени, подпирать спинку в коляске подушкой. При этом нужно следить, чтобы спина была прямая, ноги разведены в стороны.
Тесты на развитие
В 10 месяцев психоэмоциональное развитие ребенка продвигается быстрыми темпами. О здоровье свидетельствуют следующие тесты:
Десятимесячный грудничок самостоятельно садится и сидит; встает, держась за опору; ползет в сторону интересующего предмета. Ходит с поддержкой старшего за руки или подмышки. Преодолевает небольшие возвышенности (например, подушки). Кидается крупными предметами, поднимает мелкие детали двумя пальцами. Играет в игрушки, выделяя любимые. Детям нравятся несложные игры с кольцами и кубиками. Произносит короткие слова и слоги и понимает, что значат некоторые из них. Словарный запас должен включать 8-10 простых слов и междометий. Понимает и выполняет некоторые просьбы, знает значение слов «нельзя» и «нет». Ест и пьет из посуды, пусть и не совсем аккуратно. В речи ребенка присутствует эмоциональный оттенок, нет монотонности. Подражает мимике взрослых и интонациям их голоса. Эмоционально реагирует на события. Если взрослые не выполнили требования крохи – обижается и плачет. Осознавать себя как личность, искать одобрения окружающих людей
Привлекать к себе внимание родителей при помощи лепета, жестов и голоса. Уметь махать рукой при прощании и качать головой из стороны в сторону при отказе выполнять просьбу взрослых
Выражать привязанность к близким, особенно к «любимому взрослому». У ребенка формируются вкусовые пристрастия, например, есть одежда, которую он носит с особым удовольствием. Знать распорядок дня: запоминает, что после еды будет дневной сон, а после вечернего купания – сказка. Контактировать с другими детьми, пытаться играть вместе. Делать выбор между двумя предметами одного типа (лопатками, машинками, кофтами).
Примерный рацион в 10 месяцев
Примерное меню в 10 месяцев по-прежнему состоит из грудного молока и прикорма. Количество прикладываний становится меньше. Объем взрослой еды увеличивается. Вы даете грудь по требованию, а прикорм формируете по режиму.
В 10 месяцев ребенок питается 4–6 раз в день, каждые 2–2,5 часа. Сюда входят основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) и 1–2 перекуса.
В 10 месяцев для ребенка уже не подходит промышленное питание. Оно содержит слишком мало энергии для подросшего малыша и не развивает пищевой интерес.
Чтобы сэкономить свои силы и время, вы можете всей семьей перейти на здоровое питание и готовить один стол на всех. Рацион малыша уже достаточно широк для этого.
Как и в 9, в 10 месяцев ребенок ест:
- Каши;
- Супы;
- Мясо;
- Рыбу;
- Творог и блюда из него;
- Молочные продукты;
- Хлеб;
- Фрукты;
- Овощи.
В этом возрасте вы четко сможете определить любимые продукты и блюда ребенка. Давайте их, но не забывайте о разнообразии меню, чтобы по максимуму удовлетворить возросшие потребности в витаминах и минералах.
Главный принцип в составлении меню на неделю 10 месяцев состоит в соблюдении принципов разнообразия и полноценности.
Составьте рацион так, чтобы ежедневно ребенок получал разные крупы, овощи, фрукты, мясо и совершите необходимые покупки.
При проблемах с питанием, когда ребенок ест только с уговорами или его рацион очень скудный, вам стоит провести работу по возвращению пищевого интереса и коррекции правил поведения за столом.
Об этом смотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
Счастливого материнства!
- Прикорм для малышей по месяцам при грудном вскармливании
- Ниблер для детей: тонкости выбора
- Как научить ребёнка жевать?
Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
Детки этого возраста могут развиваться несколько по-разному, но все они схожи в одном – неугомонности, непоседливости и желании везде успеть. Неустанное движение определяет ход развития. Благодаря постоянным «тренировкам» мышцы становятся крепче, улучшается координация движений, ориентация в пространстве. Малыш уже способен не только ходить без поддержки, но и одновременно удерживает что-то в руках при ходьбе или толкает перед собой игрушку. Также появляется навык отступать назад. Развитие ребенка в 15 месяцев у мальчиков может несколько опережать девочек по физической активности и непоседливости.
Зрение
Малыш закрепляет ранее полученные навыки. Может более точно определить расстояние до игрушки. Например, если мишка сидит на полке шкафа, ребенок визуально определит, сможет ли он сам до него дотянуться. Рассматривание картинок и детских книжек становится более увлекательным. Теперь карапуз радостно узнает знакомых животных и героев и уже неплохо различает цвета. На просьбу мамы показать конкретный цвет, малыш поставит в книжке на него пальчик.
Слух
У ребенка появляются любимые песенки. Подпевать он пока не может, но будет ярко выражать радость при звуках знакомой мелодии. Если в разговоре упомянуть кого-то из родных и близких, малыш поймет, о ком идет речь (о бабушке, папе или домашней кошке). Хорошо воспринимает просьбы старших: принеси куклу, подай книжку. Знает свое имя.
Речь
Постепенно расширяется словарный запас. Теперь ребенок не только покажет пальцем на нужный ему предмет, но и произнесет первый слог названия предмета. Зачастую детки произносят первые слова на свой лад. Например, вместо «банан» – «нанан», вместо «машина» — «шиа» и тд. За игрой малыш активно общается с игрушками, щебечет сам с собой, неустанно повторяя различные звуки. Речь приобретает интонационную окраску. Обычно речевое развитие ребенка в 15 месяцев у девочек идет более быстрыми темпами.
Моторика
В этом возрасте большинство детей уже умеют полноценно ходить, причем не только вперед, но и со сменой курса в желаемую сторону. Также деткам под силу стоя оглянуться назад через плечо. Уверенно освоены такие действия, как подъем и спуск с дивана, перешагивание препятствий, катание игрушки за веревочку или ее толкание перед собой. Малыш уже может научиться топать ножкой и вставать на цыпочки в попытке дотянуться до игрушки. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку самому листать книжку с толстыми страницами, держать ложку за едой, рисовать каракули карандашом.
Эмоции
В 1 год и 3 месяца малыши очень эмоциональны. Они бурно выражают восторг или негодование. Но контролировать этот поток эмоций они пока не в силах. Поэтому в данном возрасте уже можно обучать ребенка пониманию своих чувств и правильному их выражению. Этому поможет проговаривание основных эмоций. Например, когда малыш расстроен и сердится, можно сказать: «Понимаю, ты злишься, что мы не купили эту игрушку. Я тоже иногда злюсь». Тогда малыш будет с раннего возраста привыкать к мысли, что любые эмоции – это нормально. Но выражать их нужно без ущерба для окружающих. Здесь лучшим примером будут сами родители. Если они умеют справляться с различными эмоциями, то и ребенку будет проще перенять этот навык.
Ребенок 10 месяцев: Сколько нужно спать?
Как правило, десятимесячные дети спят по 10-12 часов в сутки по ночам и еще по паре часов в течение дня. Некоторым детям иногда не требуется тихий час днем.
Где-то в это время у многих детей возникает так называемая сепарационная тревога – они начинают расстраиваться и плакать, когда не видят маму. От этого по ночам возникают проблемы: ребенок может проснуться и заплакать от того, что мамы нет рядом. В этом случае следует соблюдать такие правила:
-
Зайдите в спальню к малышу и проверьте, что у него все в порядке.
-
Погладьте его и скажите, что все хорошо, вы рядом.
-
Если нужно, постарайтесь побыстрее поменять подгузник и сразу же уложить малыша обратно в кроватку.
-
Не следует включать свет, укачивать малыша, кормить его или класть к себе в кровать. Так он еще чаще будет просыпаться по ночам, зная, что такое поведение вознаграждается.
Возможные проблемы
Физическое развитие
Стоит сходить на приём к специалисту, если ребёнок в 9 месяцев не умеет:
- Самостоятельно садиться;
- Держать равновесие в положении сидя;
- Плохо ползает, не может перевернуться;
- Не пытаются повторять звуки и слова за родителями;
- Совсем не прибавляет в весе, плохо ест, вялый.
Эмоциональное развитие
Если ребенок не проявляет эмоций, одинаково относится близким и посторонним людям, то стоит проконсультироваться со специалистом.
Специалист осмотрит ребёнка, назначит обследование, по итогам которого можно будет сказать о том, является ли отсутствие какого-либо навыка отклонением.
Психоэмоциональное развитие
К 11 месяцам ваш малыш активно формируется как личность. В 10 месяцев малыш проявляет постоянный интерес к окружающей жизни. Можно наблюдать проявление первых симпатий, предпочтений, привычек, которые могут остаться в дальнейшей жизни. Понаблюдайте, чему он больше радуется, чем занимается с удовольствием, чего не любит делать. В основе всего – подражание взрослым. Ребенок копирует мимику, интонации, слова, жесты
Поэтому родителям важно помнить, что развитие и воспитание детей это непрерывный процесс, в котором собственный пример важнее и эффективнее слов «можно», «нельзя», «надо»
Малыш хорошо ориентируется дома, знает расположение предметов, поворачивает голову в сторону хорошо знакомых людей и называемого объекта (часы, окно, стол, кроватка, коляска и т.д.). Понимает слова «можно» – «нельзя».
Детский лепет все больше похож на внятные отдельные слоги, короткие слова, сказанные уместно. В этот период малыш активно развивает звукоподражательные навыки. Продолжайте учить, как мяукает кошечка, как лает собака, квакает лягушка, крякает утка и т.п. Старайтесь научить правильно выговаривать слова:
- повторяйте несколько раз слово,
- не коверкайте звуки,
- сопровождайте действия словами.
К 11 месяцам каждый малыш проявляет активный интерес к содержимому ящиков, тумбочек, коробок, полок. Ребенок активно исследует все, что оказывается в зоне досягаемости. Поэтому родителям нужно внимательно контролировать дома пространство игры младенца, удалив опасные предметы и неустойчивую мебель. Не забудьте закрепить дверцы шкафов и выдвижные ящики, уберите важные бумаги и документы, фото в стеклянных рамках, соберите все мелкие, бьющиеся, режущие и колющие предметы.
Частые проблемы у детей 10 месяцев
Младенец 10 месяцев каждый день радует своих родителей новыми знаниями и умениями. Но радость может омрачаться частыми проблемами этого возраста:
Пищевая аллергия. В качестве прикорма в 10 месяцев вводят рыбу
Это высокоаллергенный продукт, поэтому давать ее нужно с осторожностью. Если родители заметили негативную реакция на рыбу, ее исключают из меню до 1 года
Расстройства сна. Для того, чтобы прекратить бодрствование ребенка ночью, необходимо обеспечить максимально комфортные условия сна, наладить психологический климат в семье, отрегулировать режим дня. Плохой аппетит или даже полный отказ от еды – частая проблема грудничка 10 месяцев. Для решения можно посадить ребенка к себе на колени, возможно, кроха захочет поесть из вашей тарелки. Перед приемом пищи долго погулять без перекусов, тогда у ребенка будет хороший аппетит. Обязательно хвалить и искренне радоваться когда он хорошо ест.
Развитие ребенка в 10 месяцев (что должен уметь)
За последний месяц малыш может набрать около 400–450 грамм, подрасти на 1,5–2 см (примерно до 72–80 см). Мальчики на одиннадцатом месяце жизни могут быть чуть больше девочек (на пару сантиметров).
Кроме этого малыш уже сможет: — подражать речи взрослых; — смеяться над шутками; — вставлять предмет в отверстие или в другой предмет; — играть с мелкими предметами, перебирать их, складывать; — доставать другие предметы при помощи игрушки; — играть с большими игрушками — катать мяч, двигать машину или каталку; — жевать твердую пищу; — интересоваться другими детками.
По просьбе взрослых, малыш может выполнять знакомые действия — сидеть, лежать, перевернуться на другой бок, одеваться или снимать одежду, танцевать. Он уже умеет спускаться с лестницы (пока еще за ручку с мамой), помнит, где лежат игрушки или интересные предметы. За столом кусает твердые продукты и пережевывает их. Интересно, что в 10 месяцев малыши уже могут выбирать то, что им больше нравится, и это умение нужно развивать. Вы можете поговорить с ребенком – он все время что-то лепечет, подражая интонациям взрослых – и очень любит, когда ему отвечают в тон. Чем больше вы с ним общаетесь – тем скорее он начнет говорить слова, и больше узнает о настоящем человеческом общении.
Питание ребенка в 10 месяцев
На десятом месяце молочное питание (грудное молоко или адаптированная смесь) ребенку поступает 2-3 раза в день (по 200 мл). Остальные приемы пищи походи на взрослые – это первое и второе, мясные, овощные блюда, пюре, соки. Конечно, еще далеко до жареной колбасы, сосисок или острых приправ. Не стоит форсировать события, лучше дать малышу отдельные кусочки вареных овощей и фруктов. Большинство мам на этом месяце постепенно отлучают малыша от груди. Лучше всего делать это в последнее кормление – давая малышу вместо грудного молока кефир. Приучайте ребенка брать пищу ложкой. Жевательный рефлекс отрабатывается на сухариках или печенье кусочки фруктов, вареный картофель.
Лучшие занятия для развития ребенка
Периоды бодрствования грудничка 10 месяцев должны быть наполнены полезными, развивающими занятиями:
Стимулируйте двигательную активность. У ребенка должна быть комната для ползания: чистая и безопасная. Учтите, что грудничок будет доставать предметы, которые ему интересны, открывать и закрывать дверцы, опустошать полки. Продолжайте развитие моторики. Подбирайте игры с мелкими деталями или придумайте их сами. Давайте младенцу пластилин, карандаши. Научите, как нужно лепить и рисовать. Развивайте музыкальный слух. Ставьте детские песенки, приобретайте музыкальные игрушки, пойте сами
Разговаривайте с ребенком, как со взрослым, неважно, что он пока не все понимает. На лепет крохи необходимо отвечать и пытаться поддерживать с ним диалог
Во время разговора не нужно использовать сложные слова и предложения. Развивайте чувство юмора. Веселите ребенка смешными жестами и мимикой. Смейтесь над гримасами и просите их повторить. Читайте вместе книжки и рассматривайте картинки. Приобретите книжки с картонными листами, которые ребенок сможет переворачивать сам. Читайте ему короткие сказки, типа «Колобка» или «Теремка». Не будет лишним соорудить доступную полку для книг, чтобы ребенок мог сам брать с нее книжки. Продолжайте развивать ОДА гимнастикой. Учите садиться и вставать придерживая за руки. Учите ребенка слезать с кровати. Кладите кроху на край постели на живот и спускайте ноги вниз. Скоро грудничок научится это делать самостоятельно. Летом учите младенца играть с песком, а зимой со снегом. Показывайте ребенку опасные предметы, объясняйте, что трогать их нельзя. Называйте и показывайте части тела на себе, на нем, на кукле. Носите ребенка на руках, показывая различные предметы и рассказывая о них. Пойте младенцу песни, это ускоряет психоэмоциональное развитие и стимулирует речь.
Развитие ребенка в 11 месяцев
Благодаря своей любознательности ребенок в 11 месяцев непрерывно находит себе новые занятия и получает новый опыт. И родителей малыша в этом месяце ждет много интересного! Не существует строгих указаний, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Малыш исследует окружающий мир буквально «на ощупь» и, возможно, даже уже на своих двоих. Ваш план на этот месяц: сделать окружающее пространство безопасным для ребенка и со спокойствием наблюдать, как он совершает новые открытия.
Рост и физическое развитие: Не стоим на месте
В этом возрасте ребенок растет уже не так активно, как в предыдущие месяцы. Причиной тому его активный «образ жизни». Ползая, играя, он сжигает массу калорий. Тем не менее ближе к году вес ребенка может в три раза превосходить его вес при рождении. Если вас беспокоит, как ребенок набирает вес или его самочувствие, проконсультируйтесь с педиатром. На осмотрах врачи используют таблицы роста, чтобы отслеживать развитие ребенка. Возможно, вам будет интересно разобраться, как устроены эти таблицы.
Первые шаги малыша – это очень волнительный момент. Не паникуйте, если заметите, что его ступни развернуты наружу (как косолапость наоборот). Это часто бывает у детей, когда они только начинают ходить. У ребенка, который только встал на ножки, связки бедра еще достаточно слабенькие, поэтому ступни выворачиваются наружу. В течение нескольких месяцев после первого дня рождения связки окрепнут, и малыш начнет ставить ножки прямо.
Ощущения: Знакомство «на ощупь» и текстуры
Чтобы расти и развиваться, ребенок в 11 месяцев задействует все свои органы чувств, в том числе он исследует окружающий мир «на ощупь». Если вы уже приняли все меры безопасности, пусть малыш знакомится с пространством, но все же под вашим присмотром. А если вы еще не обезопасили свой дом для маленького члена семьи – вот все, что вам нужно знать о безопасности ребенка дома. Дети любят открывать шкафчики, выдвигать ящики и изучать найденные «сокровища». Все найденное, как правило, оказывается во рту, поэтому помните про безопасность
В доме и снаружи найдется масса интересных для ребенка предметов – обратите на них его внимание
Кстати говоря, нет нужды покупать дорогие и замысловатые игрушки. Предметы из этого списка обычно интересны малышам и помогают развитию:
-
чашки, миски и небьющиеся контейнеры;
-
книжки из плотного картона с крупными картинками;
-
мячи разного размера (кроме маленьких, которые могут поместиться во рту у ребенка);
-
рулоны из картона, картонные упаковки от яиц или пустые бутылки из-под воды;
-
кубики или другие устойчивые детали, которые можно ставить друг на друга.
Попробуйте сделать «сенсорный мешочек», наполненный визуально любопытными для малыша предметами, которые интересно (и безопасно!) потрогать и понюхать.
Движения: Путешествуем с опорой
Вы были свидетелем, как за последние месяцы развивались моторные навыки малыша, улучшались координация и способность сохранять равновесие. И, возможно, вот-вот он сделает первые шаги. Пока малыш ползал, подтягивался и вставал, укреплялись его мышцы ног. Скоро он будет готов сделать первые шаги, придерживаясь за мебель. Когда это случится, можете официально считать, что ваш малыш ходит!
Проверьте, что вы обезопасили все острые углы и надежно закрепили мебель, которая может упасть, если малыш будет за нее держаться. Вы можете придерживать его за ручки, пока он учится ходить.
Когнитивное развитие: Дети-билингвы
Если вы семья билингвов, сейчас самое время задействовать оба языка в общении с ребенком (если вы еще этого не сделали). У детей есть уникальная способность: если с ними постоянно говорить на двух языках, они могут заговорить на обоих. Иногда они могут путаться (это естественный этап в речевом развитии), но результат изучения двух языков с раннего возраста – более продвинутое владение обоими.
Одновременно с речью развивается и восприятие на слух. Возможно, что ваш малыш уже может выполнить простые указания, например когда вы просите его помахать «пока-пока» или взять игрушку. В этом возрасте дети узнают, что у предметов (которыми они раньше гремели и разбрасывались) есть свое назначение. Вы можете наблюдать, как малыш начинает использовать вещи «по назначению»: пить из чашечки или прикладывать к уху телефон.
О питании: сколько и когда кушаем
К 10 месяцам питание ребенка становится разнообразным, в него уже включены фрукты, овощи, разные сорта мяса и каш, кисломолочные продукты. Малыш уже сам может жевать небольшие кусочки и держать бутылочку, поильник.
В сутки достаточно 5 приемов пищи с перерывом 4 часа, смесь или грудное молоко остаются в рационе, но уже в качестве дополнения. Режим дня на искусственном вскармливании предполагает, что ребенок будет есть примерно 200 мл. смеси 3–4 раза в день. Объем грудного молока может меняться в зависимости от чувства сытости ребенка. Рекомендуется прикладывать кроху к груди после пробуждения, перед сном и ночью, остальное время используется прикорм.
Чтобы ребенок рос здоровым, ему хватало витаминов и минералов, его рацион должен быть сбалансированным. В него обязательно включают:
- Фрукты: яблоки, груши, бананы, сливы, персики, абрикосы (в этом возрасте не дают цитрусы, так как велик риск возникновения аллергии).
- Овощи: морковь, цветная и брюссельская капуста, брокколи, картофель, стручковая фасоль, кабачок, свекла. Если нет проблем с газами, можно давать огурцы и белокочанную капусту.
- Мясо/птица: телятина, крольчатина, индейка, курица. Дается в виде пюре или фарша (котлеты, фрикадельки).
- Каши: овсяная, пшеничная, кукурузная. Манная крупа тяжело переваривается, поэтому плохо подходит для раннего возраста. Каши варят на воде или молоке (если нет склонности к аллергии).
- Кисломолочные продукты: детский творог, кефир, ряженка.
- Лакомства: сушки, детское печенье.
Потребность в жидкости удовлетворяется смесью или молоком, но дополнительно после еды можно давать воду, травяные чаи (ромашка, чабрец), несладкие компоты. Педиатры не рекомендуют давать покупные соки, так как в них большое количество сахара.