Развития ребенка в 11 месяцев: ключевые особенности

Примерный режим дня

В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.

В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:

Время Действия
8:00 Пробуждение
8:00-8:30 Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов)
8:30-9:00 Завтрак
9:00-12:30 Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия
12:30-13:00 Подготовка к обеду и обед
13:00-16:00 Подготовка ко сну, дневной отдых
16:00-16:30 Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи
16:30-19:15 Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями
19:15-19:45 Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи
19:45-20:15 Общение с членами семьи в спокойной обстановке
20:15-20:45 Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы
20:45-21:00 Вечерний ритуал перед отходом ко сну
21:00-8:00 Ночной полноценный сон

Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.

Массаж, гимнастика, закаливание

Занятия, способствующие стимуляции кровообращения, активизации иммунной системы и поддержанию тонуса мышц на хорошем уровне – массаж, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры продолжают играть важную роль в физическом и психическом развитии ребенка. С одной стороны это тесное общение с мамой, с другой — тренировка организма, с третьей – приучение к полезным видам деятельности с раннего детства.

Массаж 11-ти месячному малышу делается 2 раза в день: утром и вечером. Для утреннего массажа хорошо подходят стимулирующие кровообращение движения (растирания, круговые движения, легкие похлопывания). Для вечернего массажа лучше использовать расслабляющие поглаживания.

Во время утреннего и вечернего массирования не забывайте про стопы ребенка. На них расположены точки, стимулирующие развитие и правильную работу всех основных систем. Возьмите ногу карапуза в одну руку. Согните указательный палец второй руки и костяшкой поводите от зоны между подушечек пальцев до пятки.

Гимнастические упражнения являются обязательными для утреннего комплекса процедур. На 12-м месяце жизни с утра до еды предлагайте малышу:

  • сгибать суставы и совершать ими круговые движения;
  • разминать мышцы спины, совершая подъем из положения лежа на спине, вначале в положение сидя, после стоя;
  • лежа на животе, несильно тяните кроху за ручки и ножки;
  • разминайте ладошки и пальчики.

Если ранее вы не предлагали крохе занятия на фитболе, то самое время начать. Простые гимнастические упражнения на мяче позволяют не только тонизировать мышцы тела, но и тренировать координацию, которая так важна для освоения навыка ходьбы.

Закаливающие процедуры проводятся 3 раза в день. Утром во время зарядки хорошо обтирать кроху водой комнатной температуры, обливать ножки, совершать контрастный душ. В течение дня периодически устраивайте карапузу солнечные и воздушные ванные. Вечером, в дни, когда вы не купаете кроху, предлагайте ему поплавать или обливать ножки, в дни купания – контрастный душ.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

К концу одиннадцатого месяца кроха набрал еще около 400 граммов и стал выше на 1,5 сантиметра. Еще бы, ведь его дневной рацион продолжает расширяться, к примеру, малыш познакомился с мягкими фрикадельками вместо привычного мясного пюре.

Количественные показатели физического развития в этом возрасте определены специалистами Всемирной организации здравоохранения. У девочек масса тела составляет 7,7–9,9 кг, рост — 70,3–75,3 см, а окружность головы — 43,2–45,9 см. Для мальчиков характерен вес между 8,4 и 1,5 кг, рост — в пределах 72,2 и 76,9 см, окружность головы — от 44,5 до 47,0 см.

Качественно оценить развитие малыша родителям достаточно сложно без достаточных познаний. Американский детский педиатр Бенджамин Спок в своих трудах предлагает определять готовность грудничка к переходу на следующую возрастную ступень по уровню сформированности навыков, характерных для данного периода. Вернее, по их отсутствию.

Он предлагает обратиться за консультацией к соответствующему специалисту, если к концу одиннадцатого месяца грудничок:

— по-прежнему не способен ползать на четвереньках;

— не умеет сидеть с вытянутыми ногами;

— не в состоянии самостоятельно перемещаться вдоль опоры;

— не может самостоятельно съесть сухарик;

— не поддерживает чашку, когда пьет.

Нервно-психическое развитие

Головной мозг малыша в первый квартал 2-го года жизни продолжает совершенствоваться. Карапуз в это время показывает большое количество новых знаний и умений. Дети между 12 и 15 месяцами жизни:

  • понимают, когда их одевают на прогулку, могут помочь надеть кофту, правильно поставив ручку;
  • могут кушать самостоятельно, пить из кружки не проливая содержимого;
  • легко догадываются, как открыть шкаф, тумбочку, коробку и достать предметы;
  • знают имена близких людей, указывают на них пальчиком;
  • любят слушать, когда с ними говорят по телефону;
  • ярко проявляют эмоции: целуют, обнимают, негодуют, ругают;
  • легко понимают простые просьбы, знают названия многих предметов, находящихся в доме;
  • пытаются понять устройство предметов, начинают ломать и разбирать игрушки;
  • легко выстраивают башенки из кубиков, после чего с радостью их разрушают;
  • любят рисовать пальчиками, лепить из теста простые колбаски и колобки;
  • подражают поведению взрослых;
  • танцуют под музыку, совершая движения по примеру взрослого.

В первый квартал 2-го года жизни идет активное формирование мышления ребенка, рекомендуется проводить с ним развивающие занятия, предлагая познакомиться с логическими понятиями: большой — маленький, далеко — близко, круглый — квадратный и т. д. Постепенно карапуз начнет ориентироваться в этих понятиях, начнет с легкостью сортировать предложенные предметы по их размеру, цвету, текстуре.

Кризис первого года продолжает влиять на поведение ребенка. Малыш может проявлять нетерпение, истеричное поведение, пытаться манипулировать взрослыми. Рекомендуется спокойно реагировать на негативные эмоции ребенка, стараться спокойно, с улыбкой объяснять ваши запреты, не срываться.

Развитие речи

После года речь начинает развиваться очень быстро. Это в первую очередь связано с развитием психики, головного мозга и мелкой моторики. За первые три месяца 2-го года жизни количество используемых малышом слов и их облегченных форм может увеличиться до 30.

Речь продолжает развиваться в 2-х направлениях: понимание обращенной речи и активное словоупотребление.

Понимание речи у ребенка между 12 и 15 месяцами жизни отображается в действиях:

  • выполнение простых действий с игрушкой по просьбе взрослого. Малыш возит машинку, укладывает куклу спать, открывает коробку;
  • может выбрать среди ряда предложенных вещей или картинок одну, названую взрослым;
  • различает предметы по форме (круглый, квадратный);
  • правильно понимает простые глаголы, реагирует на просьбы отдать, отнести, закрыть и т. д.;
  • знает значение слов-запретов (нет, нельзя);
  • реагирует, безошибочно ориентируется в именах близких людей;
  • знает, может показать на названные предметы быта, одежду, части тела;
  • при прощании машет ручкой;
  • может похлопать в ладоши по просьбе взрослого;
  • имитирует звуки и характерные движения некоторых животных, техники;
  • с удовольствием слушает, как ему читают сказку, может попросить жестами прочитать еще раз.

Активная речь в период между 12 и 15 месяцами преображается. Теперь карапуз может:

произнести до 15 полных слов и до 30 облегченных словесных форм;

облегченную форму слова (би-би, ав-ав) употребляет по просьбе взрослого показать на знакомый предмет или живое существо, по собственному желанию, пытаясь привлечь внимание взрослого;
сымитировать знакомый звук, попытаться повторить плачь, смех, кашель, голоса животных;
пытаться подпевать песне, используя услышанные слоги;
повторить простое слово вслед за взрослым или другим ребенком;
начинать слова со звуков «б», «г», «д» и «к»;
сказать «нет», усилив значение мимикой и жестами;

Следует отметить, что не все дети в этом возрасте выполняют все указанные действия. Развитие речи – процесс индивидуальный. Если к 15-ти месяцам ваш карапуз произносит всего одно слово, не нужно расстраиваться. Некоторые дети используют облегченный активный словарь достаточно долго, накапливая знания, а после, в один момент, начинают говорить целыми предложениями. Для начала активной фазы говорения, зоны мозга, ответственные за речь и необходимость в общении, должны созреть до определенного уровня. Чтобы помочь крохе в этом процессе:

  • чаще разговаривайте с ним, рассказывая ему об окружающих предметах и действиях;
  • читайте малышу книги и стихи;
  • развивайте мелкую моторику карапуза;
  • следите за сбалансированностью пищи, особенно за витаминами группы B и витамином D.

Если вас волнует один из аспектов развития речи вашего ребенка, то следует обратиться к участковому педиатру и неврологу за консультацией. В большинстве случаев волнение не имеет серьезных оснований, но лучше, чтобы об этом сказал вам специалист, оценив развитие конкретного малыша.

Метод формул для определения веса, формула, шкала, график веса

Если ребенку от 1 до 6 месяцев, то массу тела грудного малышки можно определить по формуле:
МТР + 800 х М,

где МТР – это масса тела при рождении, вес родившегося доношенного или недоношенного малыша
М – это количество месяцев ребенку (от 1 до 6).
Таблица, вес в норме от 1 до 6 месяцев, в зависимости от веса при рождении (МТР)
  МТР  1 м    2 м    3 м     4 м     5 м    6 м
2000 2800 3600 4400 5200 6000 6800
2100 2900 3700 4500 5300 6100 6900
2200 3000 3800 4600 5400 6200 7000
2300 3100 3900 4700 5500 6300 7100
2400 3200 4000 4800 5600 6400 7200
2500 3300 4100 4900 5700 6500 7300
2600 3400 4200 5000 5800 6600 7400
2700 3500 4300 5100 5900 6700 7500
2800 3600 4400 5200 6000 6800 7600
2900 3700 4500 5300 6100 6900 7700
3000 3800 4600 5400 6200 7000 7800
3100 3900 4700 5500 6300 7100 7900
3200 4000 4800 5600 6400 7200 8000
3300 4100 4900 5700 6500 7300 8100
3400 4200 5000 5800 6600 7400 8200
3500 4300 5100 5900 6700 7500 8300
3600 4400 5200 6000 6800 7600 8400
3700 4500 5300 6100 6900 7700 8500
3800 4600 5400 6200 7000 7800 8600
3900 4700 5500 6300 7100 7900 8700
4000 4800 5600 6400 7200 8000 8800
4100 4900 5700 6500 7300 8100 8900
4200 5000 5800 6600 7400 8200 9000
4300 5100 5900 6700 7500 8300 9100
4400 5200 6000 6800 7600 8400 9200
4500 5300 6100 6900 7700 8500 9300
4600 5400 6200 7000 7800 8600 9400
4700 5500 6300 7100 7900 8700 9500
Если ребенку от 7 месяцев до 12 месяцев, то можно использовать формулу:
5800 + 400 х М,
где М – количество месяцев жизни ребенка.

В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 500 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 500 гр. Вес годовалого малыша зависит от питания в течение года, наследственных факторов, перенесенных заболеваний. 
Таблица, вес в норме от 7 до 12 месяцев
  МРТ   7 м   8 м     9 м   10 м   11 м    12 мес
 2000 7200 7600   8000 8400  8800    9200
 2100 7300 7700   8100 8500  8900    9300
 2200 7400 7800   8200 8600  9000    9400
 2300 7500 7900   8300 8700  9100    9500
 2400 7600 8000   8400 8800  9200    9600
 2500 7700 8100   8500 8900  9300    9700
 2600 7800 8200   8600 9000  9400    9800
 2700 7900 8300   8700 9100  9500    9900
 2800 8000 8400   8800 9200  9600    10000
 2900 8100 8500  8900  9300  9700    10100
 3000 8200 8600  9000  9400  9800    10200
 3100 8300 8700  9100  9500  9900    10300
 3200 8400 8800  9200  9600  10000  10400
 3300 8500 8900  9300  9700  10100  10500
 3400 8600 9000  9400  9800  10200  10600
 3500 8700 9100  9500  9900  10300  10700
 3600 8800 9200  9600 10000 10400  10800
 3700 8900 9300 9700  10100 10500  10900
 3800 9000 9400 9800  10200 10600  11000
 3900 9100 9500 9900  10300 10700  11100
 4000 9200 9600 10000 10400 10800 11200
 4100 9300 9700 10100 10500 10900 11300
 4200 9400 9800 10200 10600 11000 11400
 4300 9500 9900 10300 10700 11100 11500
 4400 9600 10000 10400 10800 11200 11600
 4500 9700 10100 10500 10900 11300 11700
 4600 9800 10200 10600 11000 11400 11800
 4700 9900 10300 10700 11100 11500 11900
 

У детей после года, от 1 года до 4 лет используется следующая формула для определения массы в килограммах.
2 х Л + 9,
где Л – количество лет жизни ребенка.

Какие коридоры от указанных в таблице цифр существуют в медицине и педиатрии? В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 1000 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 1 кг.
 

У детей от 5 до 12 лет для определения нормального веса можно применять формулу:
3 х Л + 4,
где Л – количество лет жизни ребенка.
 В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.

У детей от 13 до 16 лет можно для определения нормального веса применять формулу:
5 х Л — 20,
где Л – количество лет жизни ребенка.
 В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.

Теперь перейдем к росту в норме.
 

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Зрение
Активно наблюдает за взрослыми, адекватно реагирует на мимику и жесты взрослых Слух
Учится выполнять более сложные действия по запросу взрослых – «поцелуй маму», «дай ручку», «посмотри», «где» и пр. Хорошо запоминает имена взрослых. Отзывается на свое имя. Произносит первые слова. Речь
В речи появляются цепочки из слогов – «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др. В этот период малыши начинают произносить новые звукосочетания, понимать и отвечать на несложные просьбы Моторика
Хорошо садится сам и сидит без опоры. Встает на ножки и передвигается с опорой, уверенно встает на четвереньки, ползает, передвигая по очереди то правую руку и ногу, то левую, хватает мелкие предметы двумя или тремя пальцами. Сидя берет игрушки. Уверенно берет предметы, находит игрушки. Эмоции
Общается жестами, бурно и радостно реагирует на маму и самых близких людей. Начинает ярко демонстрировать эмоции. Если у малыша пытаются забрать заинтересовавшую его игрушку, он начинает обижаться и громко плакать. Если не получается что-то — злиться. Действия ребенка становятся целенаправленными, он начинает осознавать, что может получить результат в ответ на свои действия. Ребенок начинает подражать эмоциям и поведению взрослых, интересоваться новыми играми, улыбаться своему отражение в зеркале.
Игра. Играет с несколькими предметами, стучит ими друг о друга, ищет спрятанную вещь, любит играть с музыкальными инструментами.

Эти навыки развития ребёнка в 9 месяцев лишь ориентировочные. Если ваш ребёнок чего-то не умеет, не стоит бить тревогу. Все дети приобретают новое знание и познают мир в разном темпе.

Развитие ребёнка в 11 месяцев

  1. Младенец отлично сидит без поддержки. Может сесть из положения стоя и пытается или уже встаёт из положения сидя.
  2. Ребёнок в 11 месяцев отлично ползает. Часто бывает так, что малышу проще передвигаться на четвереньках и он не хочет учиться ходить. В таком случае торопить кроху нельзя. Ведь ползая, малыш чётче ощущает своё тело в пространстве, учится ориентировать. Этап ползания крайне важен для дальнейшего развития опорно-двигательного аппарата и мускулатуры.
  3. Одиннадцать месяцев – тот возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно стоять без опоры. Кто-то из детей стоит буквально секунд десять, кто-то делает это уже намного уверенней, дополняя самостоятельными шагами.
  4. Малыш в 11 месяцев хорошо освоил движения мелкой моторики и без проблем манипулирует пальцами рук. Особенно нравится крохе перебирать мелкие предметы, вкладывать их в более крупные, ставить друг на друга кубики и нанизывать кольца пирамидки. Знакомые действия ребёнок выполняет по памяти, слушая просьбу взрослых.

    Если игрушка крохе не знакома, можно сразу не показывать, какие конкретные действия с ней можно совершать, а понаблюдать, что придумает младенец. Так у ребёнка будет развиваться фантазия и важный навык — самостоятельно играть и придумывать новые игры со знакомыми игрушками. Если ребёнок не знает, что делать, как играть, обязательно покажите несколько вариантов.

  5. Малыш проявляет интерес к другим детям, живо реагирует на их появление. В общении может чётко показать, кто ему по нраву, а кто нет, тем самым дифференцируя своё отношение.
  6. По инструкции взрослых малыш с удовольствием выполняет порученные действия с игрушками – кормит куклу, укладывает её спать, выгуливает собачку.

    Эти игровые элементы в определённой ситуации станут для родителей хорошим подспорьем. Если малыш отказывается кушать по причине проявления характера, предложите ему сначала покормить собачку (или целый зоопарк, если игрушек много) и поесть за компанию. Очень редко в таких ситуациях дети отказываются от приёма пищи. Если кроха не хочет спать, создайте ритуал на основе игры. Расскажите малышу, что его звери (куклы) хотят спать и их надо уложить. Когда ребёнок всех уложит, почитайте малышу сказку, дайте вечернюю порцию смеси или покормите грудью, если кроха ещё грудничок, приглушите свет. Младенец вскоре заснёт.

  7. Малыш с большей долей вероятности уже говорит слова «мама», «папа», «баба» или активно пытается их произнести. Дети 11 месяцев также очень любят рассматривать картинки животных, слушать, кто как говорит, и повторять. Пусть не совсем точно, но слога «гав-гав», «мяу», «ква-ква» прекрасно дополнят словарь активных слов, внеся разнообразие в речь.
  8. Ребёнка на 11 месяце можно учить самостоятельно кушать и пить. К этому времени малыш должен крепко держать поильничек и осваивать ложку.

Конечно, для того чтобы привить навык кушать и пить без посторонней помощи, родителям надо постараться, запастись терпением, детскими фартучками и передниками. Но поверьте, в последствии вы избавите себя от колоссального объёма работы и облегчите малышу жизнь.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

В 11 месяцев вес ребенка составляет приблизительно от 9 до 12 кг. Малыш очень вырос за 11 месяцев и его рост колеблется от 72 до 76 см. Если вы будете измерять обхват его грудной клетки, то он будет равняться 44-46 см, а окружность головы – 45-46 см

Он пропорционально сложен и достаточно окреп, чтобы ходить, держась за мамину руку, осторожно перешагивать через невысокие препятствия, забираться на шведскую стенку (конечно, только на самые нижние перекладины) и даже недолго висеть на кольцах или детском турнике, цепко ухватившись ручками

Конечно же, эти показатели не должны вдруг вселить в вас тревогу по поводу развития вашего крохи. Дети развиваются очень индивидуально, и если ваш малыш еще даже и не собирался начинать ходить, это нормально – он пойдет, но чуть позже. Собственно, по некоторым медицинским данным, в 11 месяцев детки должны самостоятельно стоять всего лишь несколько секунд.

Если же ваш малыш нестоящий непоседа и стремится ходить самостоятельно, значит, пора покупать обувь. Она должна быть достаточно мягкой, особенно в подошве, напоминающей всем известные чешки. В дальнейшем позаботьтесь о покупке более жесткой обуви с супинаторами, чтобы избежать проблем с плоскостопием. И экономить на обуви не стоит.

Малышок в 11 месяцев обожает преодолевать различные препятствия, лазая по креслам, диванам, столам и стульям. Конечно же, здесь не обходится без падений и ушибов. Нужно внимательно отнестись к оценке повреждений малыша. Если он хнычет– скорее от обиды и негодования, потому что не получилось проделать ту штуку, которую он хотел – не торопитесь бросаться к нему на помощь и жалеть его (при этом «наказывая» предмет, являющийся виновником неудачи: «Ух ты какой, стул! Вот тебе, вот!»). Определенное количество неудач и умение справляться с ними самостоятельно – залог успешности человека в будущем, и закладывается он как раз с самых первых осознанных месяцев жизни малыша

Попробуйте в таких случаях просто переключить внимание ребенка на другой объект: «Смотри, смотри, какая собака бежит!»

А еще ваш кроха наверняка может вставать на носочки и садиться на корточки, наклоняться и садиться даже из положения стоя. Для него не будет особенно сложным стянуть с себя носочки. Видите, какой он уже большой и умный малыш?

Умения и навыки ребенка в 11 месяцев

Давайте посмотрим, чего достиг ваш малыш к 11 месяцам развития:

  • он произносит некоторые слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • понимает то, о чем вы ему говорите, и все, что происходит вокруг него;
  • он выполняет несложные поручения: принеси, подай, возьми, отнеси;
  • обожает, когда одобряют его действия, и недоволен, когда одобрения нет;
  • умеет кивать головой утвердительно и качать ею отрицательно;
  • разбирается в привязке предмета к месту: цветок – в вазе, собака – в будке;
  • может действовать обеими ручками, при этом понимая, кокой рукой получается работать лучше;
  • отлично копирует ваши интонации;
  • используя слоги, поддерживает «разговор»;
  • подвержен перепадам настроения, от которого зависит, насколько он хочет общаться с вами в настоящий момент;
  • хорошо понимает, что провинился, и может выразить это;
  • «читает», листая книжные страницы;
  • замечательно пользуется за едой столовыми приборами.

Развивающие занятия для ребенка в 11 месяцев

Психомоторное развитие ребенка в 11 месяцев позволяет ему начать осваивать совместные действия с родителями. Возьмите его с собой за письменный стол, и малыш потянется к ручке, которой Вы пишете, а если он окажется рядом на кухне, то всенепременно захочет «помогать». Не отказывайте ему в этом желании, именно так кроха получает первые представления о сотрудничестве в группе, развивает инициативность.

Беспокоясь о безопасности маленького исследователя, не стоит делать пространство вокруг него полностью «стерильным» с этой точки зрения. Оставьте небольшие препятствия, которые человечек будет старательно и настойчиво преодолевать. Это крайне необходимо чаду для совершенствования имеющихся навыков, формирования различных форм поведения.

Чтение ребенку вслух позволяет ему развивать память, мышление, совершенствовать речевые навыки и понимание речи в целом. Вы заметили, что он уже отдает предпочтение одной или двум книжкам-малышкам? Продолжайте радовать его и новыми приобретениями

Покупая книги, обращайте внимание на прочность и гладкость страничек, яркость рисунков и доступность, увлекательность содержания. Малыш сначала ее полностью исследует: со всех сторон рассмотрит, постучит по чему-нибудь, подергает за листы

Лишь закончив ее изучать, он будет внимательно слушать. При чтении постарайтесь разместиться с ним так, чтобы кроха мог видеть Ваше лицо, артикуляцию губ, мимику.

Правильное развитие ребенка в 11 месяцев требует нового жизненного опыта и ярких впечатлений. Берите чаще его на прогулки, в поход по делам. Малыш будет стараться потрогать все, что ему доступно, радуясь при этом невероятно, если ощущения придутся по душе и будут приятными

При тактильном восприятии окружающей действительности очень важно разнообразие. Давайте неугомонному исследователю потрогать разные поверхности, материалы с различной фактурой

Разрешите шлепать по квартире босиком: ворсистый ковер, гладкий и прохладный кафель, идеально гладкий паркет вызывают у него совершенно разные эмоции.

Вы и ребенок прощаетесь с младенчеством. Впереди — кризис первого года жизни. Малыш ведь ко многому стремится, но так мало, по сути, еще умеет. Лишь от Вас зависит, как успешно он будет справляться с новыми препятствиями.

Полезные ссылки:

Что должно насторожить

Между 12 и 15 месяцами жизни отличия между разными детьми становятся все отчетливее. Индивидуальность каждого отдельного ребенка ведет его по пути познания мира с разной скоростью и отличными дорогами, но существует ряд признаков, которые должны вызвать у вас беспокойство:

  • Малыш не ползает на четвереньках;
  • Не пытается сделать первые шаги;
  • У крохи не получается удержать в руке 2 небольших предмета, передать их взрослому;
  • В активной речи нет ни одного слова, подразумевающего предмет или человека;
  • Карапуз не пытается слушать музыку;
  • Не реагирует на простые просьбы;
  • Ребенок не стремится освоить умение есть ложкой;
  • Не подражает животным, технике;
  • Кроха постоянно вялый, не имеет предпочтений в играх;
  • Не реагирует на «чужих» людей;
  • Не играет со своим отражением в зеркале.

Чем старше становится ребенок, тем быстрее летит время. Он уже совсем большой и многое умеет. Стараясь все успеть, научить кроху важным умениям и навыкам, маме и папе стоит помнить о собственных взаимоотношениях, находить время на общение тет-а-тет. Научите кроху играть самостоятельно, придерживаться режима. Когда малыш занят или спит, обязательно уделите время друг другу

Для ребенка важно, чтобы родители были счастливы и поддерживали между собой теплые, наполненные уважением отношения. Малыш – не причина, забывать друг про друга, он объединяющий фактор, способствующий укреплению семьи

Как поддерживать развитие ребенка в 13 месяцев

Привитие полезных привычек

Сейчас самое подходящее время, чтобы начать приучать малыша к гигиене: ежедневное купание и чистка зубов станут полезными ежедневными ритуалами. Также хорошим правилом будет утренняя гимнастика. Уже можно пробовать высаживать малыша на горшок после сна. Детки в 13 месяцев с удовольствием повторяют все за родителями, поэтому не стоит забывать про личный пример в плане полезных привычек.

Спорт и активные игры

У малыша начинается возраст неутомимого исследователя. Ему нравится движение, все новое, свежие впечатления обогатят его развитие. Здесь хорошо подойдут развивающие игры с активными движениями. В этой затее помогут потешки, детские песенки с игровыми движениями. Можно посещать с малышом развивающие занятия для самых маленьких. Активные прогулки также стимулируют двигательную деятельность. Детские площадки для малышей с низкими горками и лесенками в несколько ступеней помогут ребенку совершенствовать навыки владения собственным телом. Отличное решение – записаться в бассейн для малышей.

Развитие мелкой моторики

Это одна из ключевых составляющих для своевременного становления речи. Будут полезны игры с сортерами, шнуровками, лабиринтами, нанизыванием бусин на нитку. Также можно предложить малышу игру с пересыпанием мелкой крупы, фасоли или гороха. Но стоит помнить, что любые манипуляции с мелкими предметами возможны только под присмотром взрослых.

Можно купить ребенку пальчиковые краски и мягкий пластилин. Первые занятия лепкой и рисованием познакомят ребенка с миром творчества.

Общие рекомендации

Чаще разговаривайте с ребенком, читайте, рассматривайте картинки, пойте малышу песенки или слушайте их в записи. Все это помогает становлению речи. Хвалите кроху за любые успехи, хлопайте в ладоши, когда у него что-то получается. Говорите, как любите его и как он дорог для вас и важен. Помогайте ребенку пережить негативные эмоции и радуйтесь вместе позитивным. Такой подход способствует развитию эмоционального интеллекта, что является залогом здорового психического развития.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

У ребенка в 11 месяцев появляется много настоящих дотсижений, которыми родители так гордятся. Давайте посмотрим, что умеет ребенок в 11 месяцев.

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими. Формируется «пинцетный захват»: ребенок может брать указательным и большим пальчиками мелкие крошечки

Умеет рвать бумагу (это важное занятие, способствующее развитию мелкой моторики рук; позволяйте малышу под присмотром разрывать ненужные листы)

Ребенок в 11 месяцев может использовать различные движения, чтобы достать интересующий его предмет. Он придерживается за мебель или прутья манежа и подтягивается наверх, чтобы встать. Может опуститься на четвереньки и поползти, чтобы обогнуть препятствие; влезть на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Благодаря хорошему мышечному тонусу ребенок может сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.

 Ребенок в 11 месяцев открывает для себя увлекательную игру — одной рукой он придерживается за прутья манежа, в другой руке у него игрушка, которой он может стучать о край манежа или бросать ее на пол. Бросание игрушки знакомит ребенка с весом предметов; он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Ребенок в 11 месяцев уже умеет самостоятельно пить из чашки и есть с ложки. Поощряйте развитие этих навыков у малыша. Пусть обед займет больше времени и после него придется повозиться с уборкой, но совсем скоро ребенок освоит их в совершенстве.

Ребенок в 11 месяцев может сам складывать башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамидку из колец с широкими отверстиями. Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее.

В то время как одни малыши продолжают учиться ползать, другие уже начинают ходить. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с 9 до 16 месяцев. К году умеют ходить около 50% малышей.

То, в каком возрасте ребенок научится ходить, зависит от трех факторов:

  • мускульной силы;
  • равновесия;
  • темперамента.

Дети со спокойным темпераментом часто не торопятся делать первые шаги, поскольку они более острожны и осмотрительны. К тому же, на начальном этапе ползание оказывается более быстрым способом передвижения, чем ходьба, поэтому они предпочитают совершенствоваться именно в нем.

Кроме того, значение имеет и тип телосложения ребенка. Так, худенькие детки, как правило, осваивают ходьбу раньше.

Однако не следует переоценивать значение того, в какой месяц ребенок научился ходить – это не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей.

Читай также: Как научить ребенка ходить самостоятельно: советы родителям

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Навыки малыша постепенно развиваются:

  • Одиннадцатимесячный малыш любит быть в движении. Теперь он может стоять без поддержки взрослого или без опоры. Кроха уже научился ходить, держась за одну мамину руку, а не за две, как было раньше. Чтобы поднять игрушку с пола, ему уже не нужно плюхаться на попу, он вполне может нагнуться или присесть. Некоторые дети уже ходят без помощи взрослых.
  • Игрушками малыш манипулирует очень ловко. Захватывая предмет, он уже открывает ладонь в соответствии с его размером. Крохе уже удается строить башни из кубиков, вдевать разного диаметра кольца пирамидки, открывать коробочки, брать с пола или стола маленькие предметы двумя пальцами.
  • Ребенок проявляет большой интерес к музыке. Поэтому он любит ее слушать, играя с музыкальными игрушками. Активно реагирует на ритмичную музыку, пританцовывая в такт.
  • Малютку интересуют иллюстрации в красочных книжках, он может подолгу их рассматривать.
  • По просьбе взрослого ребенок должен уметь показать части тела и выполнить большое количество движений и действий, выученных или уведенных ранее. Например, покачать куклу, поиграть в ладушки, попрощаться, помахав рукой, снять носочки, расстегнуть молнию на куртке, найти спрятанную игрушку.
  • Речь ребенка развивается и становится более разнообразной и окрашенной разными интонациями. Он может высказываться словами, состоящими из 1-2 слогов.
  • Кроха хорошо понимает мамины слова. Он должен уметь бурно выражать эмоции радости, когда его хвалят и моментально реагировать, если с ним разговаривают строго.
  • Ребенок 11 месяцев приобретает все больше самостоятельности.

Карапуз постепенно обучается, как нужно одеваться, умываться, чистить зубы и есть ложкой. Если ребенку чего-то недостает, он уже не плачет, а качает головой (да или нет), показывает на предмет пальцем, говорит простыми словами.

Для проверки развития ребенка 11 месяцев проведите такой тест:

  • Оцените степень «мастерства» малыша в приобретении навыков сидения, ползания на четвереньках, стояния у опоры.
  • На глазах у ребенка закрыть коробку с игрушкой, чтобы стимулировать его к действию отыскать ее, открыв крышку.
  • Проверить, научился ли ребенок повторять движения родителей, которые показывали ему раньше. Например, малыш должен уметь есть ложкой, умыть лицо и расчесаться.
  • Предложить карапузу построить башню из кубиков. Он должен продемонстрировать умение положить 2-3 кубика друг на друга.

Питание и уход

Кушает ребёнок уже практически за общим столом. Разница заключается в том, что пища будет более измельчённая, исключены жареные, приправленные блюда и полуфабрикаты.

Смесь и грудное молоко остаются важной частью младенческого рациона. Малыш употребляет их перед сном, ночью, часто после пробуждения

Грудничок, скорее всего, к груди будет прикладываться чаще. Особенно это будет ему необходимо во время болезней и прорезывания зубов.

Даже если у младенца нет зубов, давайте крохе тефтельки, детские печеньки и приготовленные мелко порезанные овощи. Так ребёнок будет развивать навык жевания. Об отсутствии зубов не переживайте. Десны у малыша очень плотные и крепкие для того, чтобы справиться с нетвёрдыми кусочками пищи.

Ребёнку будет полезно и познавательно сидеть за общим столом и трапезничать в компании родных. Таким образом будет прививаться культура питания и правильные пищевые привычки.

Уход за ребёнком включает в себя ежедневные утренние и вечерние процедуры (умывание, чистка зубов), купание, стрижку ногтей и волос. После сна и еды высаживайте малыша на горшок.

Если кроха сопротивляется, выгибается дугой и отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Отложите это дело на месяц —  другой.

Основные навыки

Малыш в одиннадцать месяцев ежедневно совершает новые открытия, познавая окружающий его мир. Кроха настолько любознателен, что стремится всюду залезть (под стул, стол, кровать) и все там посмотреть. Пробует все на вкус и на ощупь, частенько заставляя родителей переживать, не взял ли ребенок чего лишнего в рот. В этом возрасте дети абсолютные непоседы, требующие максимум внимания от мамы, не давая ей ни минуты отдохнуть.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Список основных навыков:

  • самостоятельно вставать, становиться без поддержки, садиться из любого положения, ходить за руку со взрослым или держась за опору;
  • держать ложку и делать попытки есть с неё, при этом от души обмазываясь содержимым тарелки с головы до ног;
  • указывать пальцем на предметы по просьбе взрослого («покажи, где машинка?»);
  • к некоторым из игрушек иметь особенные предпочтения;
  • произносить простые односложные слова и слоги, обозначать действия звуками;
  • пытаться копировать действия взрослых или старших детей в семье;
  • оборачиваться на обращение к нему по имени.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие девочек и развитие мальчиков в 11 месяцев, можно смело утверждать, что психические и физические параметры детей обоих полов находятся в целом на одном уровне. Встречаются мнения, что мальчики позже овладевают умениями ходить и говорить, в отличие от девочек. Иногда это так, но в большей степени процесс развития проходит индивидуально и развитие конкретных навыков зависит от самого ребенка.

Различие между детьми мужского и женского пола на одиннадцатом месяце в основном заключается в активности, поведении со взрослыми, выборе игрушек и т.д.

  • Так, девочки больше времени проводят в размеренном, спокойном состоянии и могут завлечь себя монотонной игрой в кубики как минимум на полчаса.
  • В играх мальчиков больше движения, динамичности, им трудно усидеть на месте. Малыши даже в таком возрасте менее стеснительны, они охотнее своих сверстниц идут на контакт с незнакомыми детьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector