Психология отношений, или что делать паре, не состоящей в браке, чтобы преодолеть кризис 3 лет

Содержание:

Диагноз: «кризис взросления»

Но истерики не проходят ни через день, ни через неделю. Тогда мамы и папы злятся и ищут причины неповиновения в дурном характере карапуза, проводят ревизию методов воспитания.

Настоящая паника начинается, когда о с ребенком уже не срабатывает ни метод кнута, ни метод пряника. К этому моменту родители морально на пределе. Их разрывают смешанные чувства, когда гнев, слезы и раздражение граничат с нарастающей тревогой за здоровье и будущее малыша.

Здесь многие взрослые обращаются за помощью к детским неврологам. И это правильно, поскольку поведенческие отклонения могут быть признаком заболеваний нервной системы и не только. Но более вероятно, что доктор осмотрит дитя и успокоит родителей, поставив «кризисный диагноз».

Врачи говорят, что кризис трех лет у ребенка — это необходимая для его полноценного развития стадия взросления. И беспокоиться нужно скорее, когда малыш в этом возрасте флегматичен, покорен и безынициативен.

Главные ошибки

  1. Ругать. Малышу может показаться, что родители его не любят. Обвинения способствуют тому, что дети начинают бояться совершить ошибку.

    Малыш становится робким, перестает проявлять самостоятельность, опасаясь осуждения со стороны взрослых.

  2. Не стоит поддаваться на манипуляции, удовлетворять любую прихоть, только потому, что трехлетка этого хочет. Лучший способ прекратить истерики – не обращать на них внимания. Тогда малыш поймет, что подобный способ воздействия на старших не работает.
  3. Не допустимо наказывать физически – снижается доверие к родителям, падает самооценка.
  4. Кричать. Возбуждение, нервозность взрослых передается детям. Они начинают плакать, не понимают, что от них хотят, им становится страшно.
  5. Приказывать. Чтобы заставить делать что-то, надо действовать твердо, но тактично, лучше, используя игру. Исключение: явная опасность, но и здесь надо действовать аккуратно, чтобы малыша не напугать.
  6. Задабривать подарками. Малыш быстро поймет, что для того, чтобы выполнить нужное действие, он может что-то получить. В итоге перестанет выполнять просьбы просто по требованию взрослых. В дальнейшем это приведет к еще большим проблемам.
  7. Проявлять гиперопеку. Такие дети вырастают несамостоятельными, капризными, с нарушением в поведении.
  8. Пугать. В дальнейшем могут развиться различные страхи, избавиться от которых будет проблематично.
  9. Использовать сложные термины, которые младшему дошкольнику непонятны. Объяснять надо простыми, доступными словами и фразами.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории Л.С.Выготского и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Помощь от домашних животных

Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.

Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.

Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.

По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.

Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.

Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что такое кризис 3 лет у ребенка

Кризис трех лет – это переходный период между ранним и дошкольным возрастами. Этот период считается одним из достаточно трудных моментов в жизни ребенка. В это время происходит осознание ребенком себя как личности, и становление нового вида взаимоотношений с окружающими.

Основная причина появления кризиса у детей

Примерно в таком возрасте ребенок начинает чувствовать себя взрослым и способным проявлять свою волю, а вот протесты и запреты родителей в его планы не входят, и все, чего ребенок желает – исполнения своих желаний и прихотей. Это и ведет к тому, что своим поведением он пытается показать свою значимость и «взрослость»

Поэтому, очень важно, чтобы в этот тяжелый период родители помогли своему ребенку, а не навредили

В чем суть кризиса 3 лет?

К этому возрасту ребенок обретает свободу передвижения, научается выражать свои мысли и эмоции, уже умеет обращаться с разными предметами, играть, сам себя обслуживать, кушать ложкой, одеваться, ходить на горшок.

Именно поэтому у ребенка резко возрастает чувство отдельности и способность к самостоятельности. У него встает вопрос осознания того, что он – отдельный человек. «Не мама – мое продолжение и не я – продолжение мамы, а я – отдельный человек».

Во время кризиса 3 лет это и происходит: ребенок осознает свою свободную волю. А что говорит человек, который осознал свою свободную волю? «Не хочу!» или «Нет»!

Кризис 6 лет – «дошкольного детства»

В этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной. Формируется становление внутренней позиции, проявляются интересы, увлечения, вкусы, черты характера. Период кризиса приходится на возраст от 6 до 7 лет.

Проявления и переживания ребенка в дошкольном кризисе:

Ребенок осознает смысл переживаний, проявление эмоций. Формируется отношение к себе, к социальному статусу семьи, своему положению в семье. Наступает промежуток между обращением к ребенку и его реакцией, он переосмысливает предложенную информацию и думает над ответом. Частые споры, высказывание своей позиции, мнения, отношения к ситуации, людям, предметам, действиям. Хитрость и непослушание, отказ от выполнения привычных действий. Демонстративное поведение, желание вести себя как взрослые

Внимание к своей внешности, требовательность в одежде

Чем могут помочь родители?

Прежде всего предоставить ребенку возможность думать и действовать самостоятельно, не забывая говорить о предполагаемых последствиях. Уважение к интересам и вкусам

Проявляйте внимание ко всему сказанному ребенком, учитесь слушать его и отвечать на вопросы, регулярно хвалите за положительные поступки. Подавайте пример собственным поведением, будьте последовательны и терпеливы

Детский развивающий центр «УмНяша» в Солнцево научит ваших детей читать и писать, подготовит к школе. Мы используем передовые методики, которые в игровой форме помогают освоить азы грамматики, математики, английского языка и многое другое.

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага

Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет

Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

НЕГАТИВИЗМ

Это такое поведение ребенка, которое идет вразрез с тем, что предлагает ему взрослый. Ребенок реагирует не на содержание действия, а на то, что предложение исходит со стороны взрослого.

Такое поведение вынуждает ребенка действовать вразрез со своими желаниями.

Например, ребенок хочет есть, но на предложение взрослого будет твердить «нет».

Что делать в подобной ситуации?

НО! Выбор должен быть ограниченным.

Нельзя сказать ребенку – «Что ты хочешь кушать?» Лучше предложить один из двух приемлемых для вас вариантов.

Это, так называемый, выбор без выбора.

«Ты будешь кушать макароны или картошку?»

Негативизм нельзя давить. Позиция силы, возможно, даст кратковременный эффект, но в будущем вы рискуете получить безвольное дитя неспособное самостоятельно принять решение.

Негативизм перерастает в самостоятельность. И к слову, самостоятельность нельзя воспитать! Ее можно только дать.

Это реально сложно, но оно того стоит.

Я смотрю на маленькие шажочки нашего сына, возмущающегося, когда я за него открываю воду или выключаю свет и горжусь, что он САМ делает это.

Что делать с детскими истериками?

Не получив желаемое малыш может устроить истерику и чаще всего это происходит в людном месте, так как ему нужны зрители

В таких случаях важно увести малыша, чтобы он увидел, что обстановка поменялась и его слезы никто кроме мамы не увидит. Если малыш не успокоился и продолжает вести себя также, психологи советуют следующее:

  • Если ребенок что-то требует и вы не можете выполнить его просьбу, вам следует четко дать ему понять, что требуемое не будет выполнено. Ответ «нет» должен быть категоричным и безусловным. Если вы согласитесь после отказа, ребенок поймет, что слезы и истерика – отличный способ манипулирования и будет часто их использовать для достижения желаемого.
  • Истерика может закончиться падением на пол или лужу, в таком случае нужно срочно перенести кроху в место, где ему ничего не будет угрожать и будет меньше свидетелей. Дальнейшие крики нужно принимать спокойно и с максимальным терпением, так как никакие уговоры в такой момент не помогут.
  • Начинающую истерику можно свести на «нет», если пообещать малышу, что скоро он займется своим любимым делом, например, посмотрит любимый мультик или будет лепить с мамой пельмени.
  • Не стоит критиковать малыша, если он устроил истерику. Если сказать малышу, что он плохой, избалованный и отвратительно себя ведет, далее они будет полностью оправдывать ваши слова. Лучше всего будет если вы пожалуетесь на головную боль, которая началась после того, как ребенок начал кричать, и теперь вы не можете с ним играть. Также следует подчеркнуть, что его поведение сильно вас обидело и вы не ожидали, что малыш будет вести себя так плохо, ведь он на самом деле очень хороший мальчик.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.

Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис

В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.

Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.

Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались

Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка

Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».

Перечень главных признаков кризиса представлен:

  • негативом;
  • упрямством, строптивостью;
  • своеволием;
  • деспотичным поведением;
  • обесцениваем взрослых;
  • истерическими припадками.

Временные трудности в семье или путь к разводу?

«начало конца» свидетельствуют такие симптомы

  • радость от того, что супруг уезжает в командировку, и грусть от новости о его возвращении;
  • отсутствие интереса к человеку, нежелание узнать, как у него дела при долгой разлуке;
  • отсутствие мужа или жены в планах на ближайшее будущее;
  • увеличение количества ссор по пустякам или вовсе без причины;
  • планирование дня без учета интересов и потребностей партнера;
  • нежелание искать точки соприкосновения, идти на компромисс.

Последний признак того, что сохранять больше нечего, — отсутствие необходимости делиться своими мечтами, успехами, а также уверенность в том, что даже в радостные моменты поддержки никакой не будет.

КАПРИЗЫ

Это желание любой ценой настоять на своем и получить желаемое

Здесь очень важно отличать капризы от нормального желания ребенка. Если вы на все просьбы ребенка говорите «нет», то бунты и плохое поведение обеспечены

Но если вы точно решили, что то, о чем просит ребенок в данный момент невозможно – приведите аргументированные доводы и твердо стойте на своем. Иначе – ребенок очень быстро поймет, как нужно вести себя, чтобы родители сделали то, что хочет он.

И процесс прохождения кризиса трех лет  с капризами и истериками затянется на долгое время.

Кстати в этот период как раз наступает опасность осознания ребенком возможности манипулировать родителями, которой боятся, начиная с рождения. И даже некоторые специалисты советуют с рождения игнорировать детский плач для избежания этих самых манипуляций. Об этом я написала отдельную статью и советую  Вам ее  почитать.

Плач как просьба о помощи новорожденного весьма отличается от каприза малыша 3-х лет. И я это чувствую на том самом интуитивном уровне, который применяю с рождения ребенка. Это два совершенно разных понятия! И не надо их путать!

Если правильно его пройти, то на выходе вы получите уверенного в себе, повзрослевшего, самостоятельного малыша, который ощущает себя полноценной личностью, которого уважают и к мнению которого прислушиваются.

Если же стараться заглушить все проявления возрастного кризиса 3 лет, применить позицию силы, наказывать и ругать ребенка за «вдруг» плохое поведение – вы выиграете сражение, но проиграете войну, если можно привести эту аналогию к процессу воспитания.

Как пережить сложные времена?

В первую очередь, важно понимать, что период этот временный. Каждый из партнеров должен решить, а хочет ли он сохранять эти отношения

В кризисный период уровень комфорта от общения с партнером низкий. Однако ссоры помогают лучше узнать другого человека. Другое дело, что они должны быть конструктивными, без перехода на личности.

Как действовать женщине:

Вспомнить, как она начала общаться с партнером, что конкретно в нем привлекало.
Заняться собой

Неважно, сколько длятся отношения, но женщина должна оставаться привлекательной и желанной для своего мужчины.
Перестать жить только жизнью партнера. Зависимость от мужчины – это сильные эмоциональные переживания, страх его потерять, остаться одной

Но это еще и отталкивает мужчину, потому что он боится на свою личную свободу. Поэтому у каждого должны быть свои увлечения, время, чтобы побыть в одиночестве.
Избегать критики. Если что-то не нравится, надо об этом сказать, но так, чтобы партнера не обидеть, а донести до него спокойно свою позицию.
Если мужчина по какой-то причине хочет побыть в одиночестве, дать ему такую возможность.

Как действовать мужчине:

  1. Понять, что женщина – существо эмоциональное, бурно реагирует на любые проявления критики.
  2. Постараться меньше показывать свою ревность. Обсуждать свои опасения надо спокойным голосом. Но если в паре пропало доверие, это первый шаг к расставанию.
  3. Спросить себя: что я делаю, чтобы сохранить отношения и разжечь прежний огонь?
  4. Понять, что изменить человека практически нереально, его можно только принять.
  5. Решить, что конкретно вы хотите от партнера, планируется ли переход отношений в более серьезные.
  6. Осознать свои претензии, откуда они возникают.

Важно разговаривать, чтобы лучше узнать, что не устраивает, что хочет партнер. Если конструктивного диалога не получается, то лучше сходить к семейному психологу.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.

Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок

Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.

Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя

Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.

Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.

Правила, которые помогут родителям договориться с трехлетним ребенком

Помочь родителям правильно строить взаимоотношения с крохой поможет свод правил, которых следует строго придерживаться:

Старайтесь не заострять внимание на том, что малыш себя плохо ведет. Возникшую бурю эмоций крохи сложно победить, но тем менее если меньше обращать на нее внимание, она утихнет быстрее, чем если родители начнут кричать на кроху и просить немедленно успокоиться, угрожая ремнем
Конечно, сложно взять в себя в руки, если рядом кричит ребенок, но ответная реакция должна быть только спокойной и терпеливой

Можно сказать малышу, что поговорите с ним только после того, как он успокоиться, тем более что вам нужно обсудить важное дело, к примеру, покупку новой краски, пазлов или похода в кафе. Заинтересовав малыша, вы переключите его внимание и значит он быстрее успокоиться.
Чаще хвалите кроху и подчеркивайте, что он очень самостоятельный и умный

Очень важно чтобы ребенок положительно себя оценивал, тогда и поведение его будет хорошим.
Вместо прямых указаний, что делать, просите малыша о помощи. Попросите его помочь убрать игрушки, а еще лучше устройте соревнование, кто сложит их быстрее в корзину. На дороге изобразите, что очень боитесь машин, потому просите малыша взять вас за руку, ведь так вам будет нестрашно и спокойно.
Давайте ребенку выбор, больше спрашивайте, куда он хочет пойти, какой мультик смотреть, что кушать на ужин. Конечно, при этом важно задать вопрос, так как если спросить кроху, что он будет на ужин, ответ будет однозначный – конфеты. Поэтому спрашивайте, что он хочет больше макароны с сыром или овощи с мясом.
Не сдерживайте малыша, если он хочет что-то делать и это никак не навредит ему или вам. Если он хочет подмести пол, вручите ему веник, хочет поиграть новой машиной во дворе, ну что ж для этого она и куплена, не любоваться еже ею постоянно в квартире. Если желаемое действие будет иметь негативное последствие, четко объясните крохе, почему так делать нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector