Развивающие игры до года
Содержание:
- Занятия для годовалого крохи
- На заметку маме: все должно быть в меру
- Во что играть с 10 месячным ребенком?
- Медицинское наблюдение новорожденного
- 4 месяца
- 2 месяца
- Психическое развитие
- Игрушки для ребёнка до 1 года
- Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?
- Движения
- Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев
- 10 месяцев
- Какую методику раннего развития выбрать
- Игрушки для ребенка до 1 года
- Как развивать малыша в 1 месяц
- Развиваем слух
Занятия для годовалого крохи
Годовалый малыш – уже довольно знающая и умеющая личность. К году у него появляются многочисленные навыки и умения, которые позволяют по-новому взглянуть на уже знакомые игрушки и занятия. Вот что же поиграть с двенадцатимесячным ребёнком?
Где звонят? Сотовый телефон либо часы с будильником прячут под одеяло, в комод либо под кровать. Ребёнку предлагается отыскать дребезжащий предмет на слух.
Золушка. Всыпьте в одну широкую ёмкость горох и фасоль и предложите крохе рассортировать их по тарелкам. Задание можно усложнить – перекладывать горошины и фасолины только по одной.
Паучок. Меж стульями или креслами попробуйте натянуть резинку либо длинную верёвку. Продемонстрируйте, как можно переступать, перелезать и ползать под препятствием. Малышу понравится чувствовать себя человеком-пауком.
Грабельки. Когда кроха рассыплет детали конструктора, дайте ему детские грабли и попросите сгрести все детали в коробочку или в специальную банку.
Фото. Показывайте малышу альбом с фотоснимками, на которых изображён он сам, бабушки и родители в молодости. Подобное упражнение помогает развитию памяти
Важно только отслеживать, чтобы кроха невольно не порвал и не измял снимки.
Следует понимать, что указанные упражнения для развития младенцев можно применять и позже, если ребёнок не потерял к ним искренний интерес. Однако главные советы специалистов касаются непосредственного эмоционального общения матери с младенцем
Самое важное – не точное выполнение инструкции, а обмен любовью и теплотой
На заметку маме: все должно быть в меру
- Чтобы укрепить связи головного мозга малыша с окружающим миром, необходимо сюжет игр повторять по несколько раз. И лишь затем переходить к другой увлекательной для малыша игре.
- Внимательно следите за малюткой во время занятий, если увидите, что он устал, хочет спать, пить или кушать, прервите игру. Лучше вернуться к ней позднее либо на следующий день.
- «Повторение — мать учения». И эту истину, пожалуй, оспорить трудно. Поэтому играйте с малышом каждый день закрепляя знания, полученные ранее.
- За любое достижение всегда хвалите малютку. Поскольку, привыкнув к одобрительному восклицанию и словам, кроха с нетерпением будет ждать повторения. Ну а в следующий раз игра будет куда увлекательнее.
- Не старайтесь привить определений навык раньше, чем ребенок сможет его усвоить согласно возрасту.
Поэтому, чтобы проще ориентироваться, прочитайте статью на нашем портале как развивается ребенок до года. «Развитие ребенка. Динамика развития здорового ребенка до одного года».
Также ознакомьтесь с упражнениями для правильного формирования двигательных навыков у детей до года
Игры для развития слуха, зрения и осязания подготавливают ребенка к разговорной речи. Подробнее о развитии речи у ребенка до года читайте в нашей статье.
врач-ординатор детского отделения
фото: http://globallookpress.com/
Во что играть с 10 месячным ребенком?
- Первые пазлы. Чаще всего в продаже можно встретить крупные пазлы из дерева, где нужно просто вставить картинку нужной формы или собрать рисунок из 4-6 частей
- Можно также купить наборы, с помощью которых можно выбирать и устанавливать одежду и выражение лица изображенному персонажу. Такие игры хорошо развивают зрение, умение сопоставлять размеры и цвета
- Первые конструкторы из небольшого числа крупных деталей прекрасно развивают пространственное мышление, логику, мелкую моторику
- Показывайте на мягких игрушках, куклах части лица и тела. Попросите ребенка указать нос, глаза, руки, волосы на игрушке, а затем на маме и на себе. Сначала помогайте малышу, очень быстро он научится делать это самостоятельно
Первые пазлы для развития мышления и логики
Медицинское наблюдение новорожденного
Мы уже упоминали о
важности наблюдения за малышом первого месяца жизни, и о том какая
ответственность возлагается в этот период на молодых родителей. Не менее
важно даже для здоровой крохи
медицинское наблюдение.
В первые три дня после выписки мамочки и маленького человека из роддома их обязательно навестит участковый педиатр
Он проверит состояние кожных покровов малыша
и пупочной ранки. Кроме того, врач убедится в
наличии рефлексов, присущих всем
новорожденным и позволяющих судить о психологическом и физическом развитии
ребенка.
Наиболее важные из них были проверены неонатологами еще в
роддоме, ведь при их отсутствии малыш
считается незрелым и требует
специального ухода и наблюдения.
Какими рефлексами должен обладать ребенок?
— Сосательный
— Поисковый
— Хоботковый
— Рефлекс Бауэра
— Рефлекс автоматической ходьбы
Первым и, безусловно, жизненно необходимым рефлексом
является сосательный: при получении пустышки или груди кроха начинает
сосательные движения. Он отсутствует у
деток, родившихся раньше срока.
Помимо сосательного рефлекса, важными навыками, присущими
человеку с рождения и позволяющими наладить успешное грудное вскармливание
являются поисковый (когда малыш
поворачивает голову в сторону источника раздражения, если коснуться уголка рта)
и хоботковый (крошка выпячивает губы трубочкой при прикосновении к губам).
Крошка первого месяца жизни рефлекторно ухватит Вас за
палец, если вложить его в ладошку
малыша. При этом захват будет настолько силен, что Вы можете поднять крошку
вверх. Это обуславливается наличием хватательного рефлекса и рефлекса
Робинсона.
При выкладывании ребенка на живот и надавливании на
стопы, начинает работать рефлекс Бауэра – ребенок начнет отталкиваться ножками
от Ваших рук и совершать ползущие движения.
Важным рефлексом, позволяющим судить о наличии
гипертонуса мышц, является рефлекс автоматической ходьбы. Если поднять
новорожденного под мышки и поставить ножками на твердую поверхность, то
здоровый малыш выпрямит ножку и начнет совершать движения ножками, при наклоне
вперед, словно он идет. Если же крошка
встает не на полную стопу, то врачи говорят о наличии повышенного тонуса. Такое
состояние снимается с помощью массажа, гимнастики и назначения лекарственных
препаратов.
Помимо основных перечисленных существует еще ряд
рефлексов, которые врач обязательно проверит во время осмотра малыша. К концу
первого года жизни, большая часть из них постепенно исчезнет, а движения и
реакции малыша станут сознательными.
По достижению крохой месячного возраста, Вам предстоит
поход в поликлинику для наблюдения развития ребенка и прохождения осмотра ряда
узких специалистов.
Педиатр измерит параметры крохи(рост, вес, окружность
груди и головы), которая с этого времени поменяет статус «новорожденной» на
другой – теперь ребенок гордо именуется младенцем.
Помимо планового осмотра участкового врача в возрасте
одного месяца ребенка необходимо показать хирургу, офтальмологу и
невропатологу. Узкие специалисты оценят его состояние и развитие отдельных
систем организма.
4 месяца
Гляделки. Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону — кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.
Прятки. Накройте свою голову платком и спросите: «Где мама?». Снимите платок и покажитесь малышу: «Вот мама!». И спрячьтесь снова.
Ну-ка отними! Держите игрушку перед лицом малыша — ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.
Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие. Лучшие игрушки для малыша этого возраста — его собственные ручки.
2 месяца
Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.
Монохромный мир. Окружите малыша игрушками и предметами с чернобелыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать чернобелые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.
Игрушки крупные, яркие, чернобелые или одноцветные, простой формы — круг, квадрат.
Психическое развитие
Кроме физического развития в этот период семимильными шагами происходит формирования важнейших для человека способностей – психическое развитие. У месячного малыша уже можно заметить прогресс в овладении зрением и слухом. Кроха стремится познать все окружающее и следить за погремушкой, поворачивает голову в сторону громкого звука.
У детей в один месяц жизни еще наблюдаются врожденные рефлексы, постепенно совершенствующиеся в умения.
- Сосательный рефлекс превращается в умение кушать грудь или молоко из бутылочки. Он срабатывает после попадания в рот предмета. Так, если положить крохе в рот мизинец, то через секунду вы почувствуете интенсивное чмокание, в попытке найти вкусное молоко. Этот рефлекс станет снижаться только к году, поэтому следует внимательно следить за чистотой предметов находящихся вокруг малыша.
- Еще один врожденный рефлекс – поисковый. Если малыш почувствует прикосновение к щеке, то он перевернет голову и начнет искать мамину грудь. Постепенно с развитием зрения этот рефлекс ослабевает и к году пропадает вовсе.
- Лодонно-ротовой рефлекс. При нажатии на ладонь крохи он открывает рот. Рефлекс постепенно угасает к трем месяцам.
- Дети в месяц реагируют на проведение пальцем по позвоночнику изгибанием тела. Этот рефлекс Галанта, который должен исчезнуть к 4 месяцам.
- Хватательный рефлекс проявляется при прикосновении к ладони. Угасает к 4 месяцам.
- Рефлекс Робинсона – постоянное стремление захватить и удержать в ручках предметы. Рефлекс преобразуется в условный после 3 месяцев, когда малыш будет стремиться взять в руки предмет целенаправленно.
- Если положить кроху на живот и дать ему опору на стопы, то кроха будет пытаться ползти. Рефлекс Бауэра исчезает к 4 месяцам.
- Прикоснувшись к губам ребенка можно увидеть хоботковый рефлекс – малыш вытянет губы в форме хоботка. Угасает к 3 месяцам.
В период между 1 и 2 месяцами можно наблюдать, как постепенно угасают рефлекс опоры и шаговый рефлекс. Постепенно кроха перестанет упираться о стол, если его поставить и в меньшей степени будет стремиться шевелить ножками в виде шагов при наклоне вперед.
Наличие и постепенное угасание обозначенных рефлексов является показателей неврологического здоровья карапуза, правильного развития. Если ваш малыш не реагирует на манипуляции или слишком рано начинает утрачивать рефлексы, – это повод обратиться к невропатологу. Наличие при рождении и постепенное угасание с перерождением в условные рефлексы реакций на физические манипуляции – важные шаги в освоении двигательных навыков, формировании правильного психического состояния.
Игрушки для ребёнка до 1 года
Вопрос, какие игровые принадлежности понадобятся для малышей младше годика, достаточно актуален. В этот возрастной период ребёнок только знакомится с миром, поэтому необходимо обеспечить всестороннее развитие за счёт подбора правильных игрушек.
Игровые принадлежности для новорождённых и младенцев должны соответствовать определённым требованиям
При покупке важно обращать внимание на следующие качества:
- привлекательность и яркость (для новорождённых подойдут чёрно-белые игрушки);
- лёгкость;
- экологичность материалов;
- разнофактурность;
- простота в уходе;
- отсутствие съёмных деталей или хрупких элементов;
- относительно большие размеры, чтобы малыш не смог затолкать игрушку в рот;
- отсутствие громких и резких звуков, могущих напугать младенца;
- отсутствие острых уголков.
Осталось на конкретных примерах понять, какие игрушки подойдут малышам. Так, для младенцев первого полугодия жизни можно приобрести:
- погремушки;
- тканевые мячи;
- кольца;
- мобили;
- коврики для развития.
Когда ребёнок подрастёт, ассортимент игровых принадлежностей существенно расширится. Для детей второго полугодия жизни как нельзя кстати подойдут:
- музыкальные аксессуары (пианино для малышей);
- маленькая пирамида с закруглёнными краями;
- вкладыши;
- матрёшки;
- сортеры;
- пальчиковый театр;
- мягкие книги;
- кубики (лучше тоже мягкие);
- неваляшки;
- мячи.
Все эти игрушки не стоит предъявлять малышу за один раз, поскольку играть кроха сможет лишь с одной-двумя. Предложите эти две игрушки, а через несколько дней замените их другими, чтобы ребёнок не заскучал.
Ниже представлены занятия с ребенком по месяцам от 0 до 1 года
Конечно, не обязательно точно следовать им, однако принимать их во внимание всё же следует. Это поможет создать свою собственную программу раннего развития
Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?
- На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
- Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
- Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
- Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
- Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
- Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
- Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев).
Движения
Обычные выкладывания на живот способствуют укреплению мышц живота, спины и позвоночника, являются отличной профилактикой колик и нарушений пищеварения. Ребенка необходимо расположить на твердой и ровной поверхности, аккуратно придерживая голову. Не всем детям по душе подобные манипуляции, поскольку упражнение требует определенных усилий. Можно нежно поглаживать спинку, избегая области позвоночника, и тихо разговаривать.
Сначала процедура должна длиться не более 1 минуты, затем постепенно время увеличивается до 10-15 минут, но тут важно следить за реакцией и настроением новорожденного
Для повышения интереса к упражнению рекомендуется использовать яркие игрушки, которые привлекут внимание карапуза
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: техника массажа ребенку в 1 месяц
Мышцы шеи и головы укрепляются, если периодически носить месячного ребенка на руках, расположив его вертикально. Необходимо при этом слегка придерживать голову грудничка, поскольку до 3 месяцев он не способен самостоятельно ее фиксировать.
Педиатры рекомендуют носить младенцев в первые дни жизни, поддерживая ягодицы и шею – кроха должен полностью расположиться на руках взрослого, одной рукой при этом поддерживается затылок, а другой – ягодицы. Ручки и ножки находятся в свободном положении, а туловище может немного сгибаться.
Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев
Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.
Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.
Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.
Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память
Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.
Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.
10 месяцев
Вверх дном. Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так, как они должны быть.
Художники. Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок — елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.
Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.
Попрыгунчик. Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая «прыг-скок, прыг-скок». Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте «прыг-скок», когда малыш просто стоит, и кроха сам начнет подпрыгивать.
Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.
Какую методику раннего развития выбрать
Не забывайте, что требования к современным детям выше, чем были к малышам предыдущего поколения. Это еще один аргумент начать заниматься как можно раньше.
Помимо отдельных упражнений, разработаны целые методики. Но чтобы они были эффективны именно в вашем случае, внимательно наблюдайте, нравится ли выбранная методика вашему ребенку, как он на нее реагирует, к чему у него проявляется больший интерес.
Также стоит обратить внимание на различные развивающие занятия: Говорим с пеленок или Первые эмоции
Метод Монтессори
Мария Монтессори – педагог-дефектолог, поэтому ее метод применялся в первую очередь к детям с проблемами развития. Она основана на тактильных ощущениях, мелкой моторике и образном мышлении. Малыш многому учится самостоятельно посредством специальных карточек, рамок, кубиков. С помощью метода Монтессори даже дети с умственными отклонениями учатся читать, писать и считать.
Но есть и свои недостатки – метод эмоционально скуден, поэтому больше подходит детям, которые лучше воспринимают информацию зрительно.
Буквы и цифры
Это метод обучения по кубикам, на каждой грани которого изображена одна буква или цифра. Все они разных размеров и цветов. Кубики дают общее понимание алфавита и цифр, а запоминанию способствует фотографическая память.
Насколько целесообразно начинать учить буквы и цифры в годовалом возрасте — зависит от индивидуального развития каждого малыша.
Игры с манкой
Польза сенсорных упражнений доказана многолетней практикой, и самый простой способ позаниматься в этом направлении – метод с манной крупой. Суть его прост – в контейнер нужно насыпать манку и предоставить грудничку возможность ее трогать, щупать, набирать в руку, сыпать, пересыпать из емкости в емкость, рисовать на ее поверхности. Если потереть в манку цветные мелки, игра станет еще интереснее. Занятие развивает усидчивость и координацию.
Глена Домана
Метод обучения с помощью черно-белых карточек, на которых изображены животные, растения, разные предметы, люди. Малышу показывают одну такую карточку в течение 5-10 секунд, что способствует быстрому визуальному запоминанию, тренирует мозг и расширяет интеллектуальный потенциал.
Из минусов – этот метод не очень хорош для совсем маленьких, так как запоминание происходит автоматически, без понимания смысла. Также родителям нужно вносить свою лепту, чтобы придать методу эмоциональности.
Методика рисования Марии Гмошинской
Главная цель – укрепление контакта малыша с родителем через творческую деятельность. Пальчиковое рисование позволяет развивать цветовосприятие, сенсорную сферу, мелкую моторику, развивает психоэмоционально.
Этот метод также служит профилактикой девиантной формы поведения в дальнейшем.
Сесиль Лупан
Главные принципы – тесное общение с ребенком, в результате которого родители могут точнее определить способности малыша и развивать их.
Принципы метода Лупана:
- обучение по мере заинтересованности без навязывания;
- использование материалов из окружающей среды;
- отсутствие ограничений одной тематикой;
- общение на равных.
Игрушки для ребенка до 1 года
Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.
Хорошая игрушка должна быть:
- легкая и эластичная;
- без острых углов;
- привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
- разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
- без сменных и хрупких деталей;
- достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
- без резких пугающих звуков;
- простая в уходе.
Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.
Нельзя давать ребенку все игрушки за раз
Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм
Как развивать малыша в 1 месяц
Ребенок в первый месяц своей жизни начинает изучать окружающие его предметы и людей. Будет отлично, если мама или папа (или вместе) ему помогут в этом.
Какими способами развивать ребенка в первый месяц жизни:
Много разговаривайте с грудничком. Доказано, что те дети, с которыми мама общалась в первые недели жизни, развиваются и начинают говорить гораздо быстрее, чем сверстники. Не знаете о чем говорить с крохой? Да обо всем, что видите. Расскажите, что сегодня за день, какая за окном погода, во сколько придет папа, куда вы с ним пойдете, во что оденетесь и другое, что считаете нужным.
Читайте сказки и стихи. И не обращайте внимания, что он якобы вас не слушает. Придет время и он в развитии докажет, что внимательно все слушал.
Научите фокусировать взгляд на предметах. В качестве развивающего приспособления подойдет любая игрушка — мягкая или погремушка. Возьмите в руки предмет, словите взгляд “ученика” и медленно водите в разны стороны. Кроха будет водить глазками по сторонам, куда “уходит” интересный ему предмет.
Слушайте с крохой музыку. Это может быть классическая спокойная или тихие колыбельные песенки. Включайте музыку ненадолго, обычно малыши издают звуки беспокойства, когда им надоедает данный процесс.
Включайте почаще музыкальную карусель
Это научит ребенка прислушиваться к звукам, а также фокусировать внимание на предметах, которые двигаются. Также это отличный вариант для мамы побыть минут 5 наедине с собой, к примеру, попить вкусный чай.
Выкладывайте чаще на животик и держите столбиком кроху
Такие действия будут способствовать самостоятельному удержанию головки.
Развивайтесь в ванной. Наденьте на кроху безопасный круг для плавания и опустите малыша в теплую водичку, пусть он почувствует новые ощущения, через малое время он начнет активничать в ванной. В случае, если малютка плохо реагирует, раздражается на воду, то попробуйте погрузиться вместе в ним, покажите ему игрушки для купания и не забывайте комментировать, что вы в этот момент с ним делаете.
Играйте в игры. Переверните кроху на животик, возьмите в свои руки погремушку и медленно отводите на небольшое расстояние вверх. Так вы будете стимулировать грудничка поднимать голову вверх. Можно поиграть с малышом в игру “ку-ку”, накройте себя его одеялком или пеленкой и резко выгляните.
Делайте гимнастику и массаж. Ножками крохи можно имитировать движение велосипеда, а ручки скрещивать между собой. Помассируйте нежно каждый пальчик младенца. Также можно дотрагиваться не только пальцами, но и ватой или другим мягким предметом. Как делать массаж грудничку смотрите в видео.
Привяжите небольшую игрушку к коляске или кроватке, пусть малыш наблюдает за ней. В скором времени он потянет ручки за ней.
Если с малышом общается не только мама, но и папа и другие родственники, это способствует успешному развитию. Ведь каждый из них делает индивидуальный вклад.
Развиваем слух
Важно, чтобы ребенок научился совмещать картинку со звуком. Для этого повесьте над кроваткой цветной колокольчик
Там младенец научиться определять, что звук исходит именно из этого предмета.
Танцуйте под негромкую музыку, держа малыша на руках. Малышу понравится легкое потряхивание и постепенно он привыкнет к танцам.
Погремушки тоже улучшают слух ребенка. Негромко потрясите игрушкой сначала у левого уха, потом у правого. Со временем он начнет поворачивать головку, чтобы найти источник звука.
Чтобы укрепить хватательные рефлексы новорожденного, давайте ему подержать в руке свой палец или погремушку. Так вы не только начнете развивать моторику, но и будете учить ребенка визуально следить за перемещением объектов.